Наряды и костюмы в русской литературе
👗Зачем писатели подробно описывают в своих произведениях одежду героев? Для того, чтобы читателю было проще представить персонажа? Отчасти это так, но описания также работают на ещё одну важную задачу — характеристику личности и ситуации, в которой она находится.
👗Чтобы показать униженное положение Сони Мармеладовой, Фёдору Достоевскому не нужно описывать её ночи в случайных номерах, для этого достаточно мелких деталей — неуместного в приличном обществе яркого платья, шляпы с вульгарным пером, — чтобы читатель понял: перед ним девушка с жёлтым билетом из романа «Преступление и наказание».
👗Или вспомним образ Оленьки Скворцовой в повести Антона Чехова «Драма на охоте». В начале повествования автор описывает её как «ангела во плоти», невинное существо, живущее на лоне природы. Но героиню с первых слов сопровождает сигнальный красный цвет (например, рассказчик сравнивает её платье с «красным цветком зелёного леса»), и для Чехова это неслучайная деталь. Как бы ни была невинна Оленька, коварство и жестокость уже растут в ней; красота — это опасный дар, которым она распоряжается со злым умыслом, который её же и погубит.
👗Другое дело — Пётр Кирсанов из «Отцов и детей» Ивана Тургенева. Он носит аккуратный костюм в спокойных тонах и, невзирая на деревенскую жизнь, позволяет себе только небрежнее повязывать галстук, но никак не растягивать ворот рубашки. Тургеневский герой — аристократ старой школы, и он не может позволить себе вольности ни в поведении, ни в одежде, которая весьма точно характеризует его личность.
👗А какие описания героев из отечественной литературы вы помните? Поделитесь, нам очень интересно!
👗Произведения в подборке:
«Преступление и наказание», Фёдор Достоевский
«Анна Каренина», Лев Толстой
«Драма на охоте», Антон Чехов
«Чистый понедельник», Иван Бунин
«Зависть», Юрий Олеша
«Мы», Евгений Замятин
«Отцы и дети», Иван Тургенев