logo
Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Соболевская библиотека»
Соболевского муниципального района Камчатского края
Режим работы
Пн. – пт.: 09 :00 - 18:00
Сб.: 11:00 - 16:00
Вс.: выходной
header img

Николай Агнивцев.

8 апреля (по старому стилю) 2023 года исполняется  135 лет со дня рождения русского поэта и драматурга Николая Яковлевича Агнивцева.
Роль и место в литературе
За Николаем Яковлевичем Агнивцевым закрепилось звание «самого легкомысленного литератора» Серебряного века. Он был типичным представителем питерской богемы. Творчество его было связано с написанием текстов для кабаре, литературных кафе, произведения его исполняли с эстрады и в артистических ресторанах.
Множество его стихов было положено на музыку Д. Кабалевским, И. Дунаевским и другими не менее известными композиторами. Песни на его стихотворения охотно исполнял А. Вертинский. В последний период творчества появилось много произведений для детей. В основном это были занимательные рассказы, написанные доступным языком, о технике, обществе и политике.
Происхождение и ранние годы
Поэт и драматург, автор книг для детей Николай Яковлевич Агнивцев родился в Москве, в семье дворянина, юриста по профессии Якова Агнивцева 8 апреля 1888 года. Мать ушла из жизни, когда Николай был младенцем. В связи с частыми переводами по службе отец был вынужден постоянно менять место жительства, поэтому гимназическое образование мальчик получал в разных городах. В Благовещенске он окончил полный курс местной гимназии.
Образование
В 1906 г. Н. Агнивцев становится студентом юридического факультета университета Санкт-Петербурга. Спустя три года он переводится на историко-филологический факультет. В 1908 г. журнал «Весна» опубликовал его первое стихотворение «Родной край».
В 1913 г. вышла первая книга Николая Яковлевича «Студенческие песни. Сатира и юмор». Она содержала смешные сценки студенческой жизни, а также острые эпиграммы, пользовавшиеся большим успехом у читателей.
Творчество
К Первой мировой войне Агнивцев отнесся с пониманием, как и многие поэты того времени. На волне патриотизма в 1915 г. выходит его сборник «Под звон мечей».
Политически окрашенные стихи «Гильотина» и «Рассеянный король», вызванные эйфорией от Февральской революции, были написаны в Петрограде, и декламировались по всему городу.
В 1917 г. Н.Я. Агнивцев в содружестве с Ф. Курихиным и К. Марджановым организовали театр-кабаре «Би-Ба-Бо», который вскоре отправился гастролировать по Украине, а затем по Кавказу. В Ростове-на-Дону был организован еще один театр – «Гротеск», в репертуаре которого были и пьесы Агнивцева «Дама в карете», «Санкт-Петербург» и другие.
В Тифлисе, где остался Агнивцев после отъезда театра, наступил очередной период в его творчестве. В 1921 г. вышел сборник его стихов «Санкт-Петербург». Через некоторое время поэт отправляется в Европу. В том же 1921 г. в Берлине издается книга «Мои песенки», а в 1922 г. – «Антология сатиры и юмора» – сборник стихов разных литераторов, куда были включены и стихи Агнивцева.
Оказавшись во Франции, в городе своей мечты – Париже, Николай Яковлевич вдруг начинает писать о Петербурге. Это были пронзительные стихотворения, пронизанные горечью. После выхода в 1923 г. книги «Блистательный Санкт-Петербург» резко обозначились противоречия в творчестве Агнивцева.
Критико-библиографический журнал «Новая русская книга» писал: «…среди массы повторений, тривиальностей и просто безграмотностей – нет-нет да и выглянет настоящее лицо настоящего поэта, губящего себя, свое дарование по подмосткам театриков кабаре».
В 1923 г. был выпущен сборник «Вечера под зеленой лампой», в который вошли некоторые стихотворения из цикла о Петербурге. Уникальность его была в том, что все 38 стихотворений были посвящены одному городу.
Помимо поэтических сборников в эмиграции вышли «Пьесы», включающие 36 драматургических произведений. Агнивцева много издавали за рубежом, но гнетущая тоска по Родине вынудила его в 1923 г. вернуться в Россию.
Начался постэмиграционный период творчества поэта. Агнивцева публиковали сатирические журналы, мастера эстрады читали его стихи, которые отличались необыкновенным разнообразием тем: здесь были и беспризорники, и перестройка Москвы, и декабристы, и примусы. Но ни разу после возвращения Агнивцев не коснулся темы Парижа или Петербурга.
▫Теперь основное направление его поэзии составляли произведения для детей. Только в 1925 г. вышло более 8 книг, среди которых: «Винтик-шпунтик», «Чашка чая», «Война игрушек» и многие другие. Некоторые книги, такие как «Шарманочка», «Сказка с цветами», «Мыши из цирка» переиздавались не по одному разу.
▫В 1924 г. была написана поэма «Ленин-мозг». Ее появление явилось результатом действия, шокировавшего в то время многих культурных людей – бальзамирования тела В.И. Ленина. По сюжету преданные ленинцы похищают мозг вождя, и рассылают его частички по планете. Проглотив волшебное вещество, люди становились одержимыми коммунистическими идеями. Объединившись, они совершают всеобщую мировую революцию.
Книга «Блистательный Санкт-Петербург» полна ностальгических настроений, и выглядит гораздо серьезней остального творчества поэта. Петербург Агнивцева – это город туманов и гранитных зданий, бесконечный оксюморон, соединение несоединимого, гранитный призрак, взнесенный словом. В стихах о Петербурге соединились печаль и легкая ирония. В этой книге автор прощается с городом, хотя очень скоро уже вернется в Россию и поселится в Москве.

Последние годы
«От пудры до грузовика» стал последним прижизненным сборником Н.Я. Агнивцева, и вышел в Москве в 1927 г. В последующие годы автор, пребывая в состоянии неопределенности, занимался переделкой старых стихов: изменял мораль и содержание в соответствии с социалистической действительностью.
Жизнь в советской Москве была совсем не похожа на выдуманную им восточную сказку.
▫В конце жизни Н.Я. Агнивцев был глубоко одиноким, забытым человеком. Он умер 19 октября 1932 г. в Москве от туберкулеза горла. Последним пристанищем поэта стало Новодевичье кладбище столицы.
Интересные факты
▫Н. Агнивцев так и не окончил Петербургский университет;
▫Своеобразно читал свои стихи, подпрыгивая на стуле, словно всадник в седле;
▫Его произведения в музыкальном оформлении исполнял А. Вертинский;
▫Был практически единоличным автором репертуара театра «Би-Ба-Бо»;
▫Его стихотворение «Коробка спичек» называли гимном русской эмиграции.
▫▫▫▫▫▫